Музыкалка

О сайте

О фортепиано

Для преподавателей

Для детей
и родителей

Интервью

Слыхали ль Вы
провинциальные новости

Наши ссылки

О себе

Пишите
musicalka@narod.ru

Фортепианные педагогические страницы

Интервью

Читали ли Вы когда-нибудь интервью с преподавателем обычной музыкалки? Лично мы - нет. Людьми нашей негероической професии мало интересуются средства массовой информации. А педагогу, проработавшему всю жизнь в школе и считающему свою профессию счастьем, есть что сказать.Знакомьтесь:
Лариса Гарифовна Чефанова, зав.фортепианного отдела ДМШ № 4.

Расскажите о себе, о своей профессиональной судьбе.
Закончила ДМШ и музучилище в Тюмени. С детсада и до консерватории у меня была одна учительница, Люцезарская Тамара Сергеевна. С 1961 года начала работать в музыкальной школе, но первые ученики появились раньше, в 14 лет. В 1962-68 годах учеба в Казанской консерватории у Натальи Александровны Фоминой. После окончания консерватории пришла работать в ДМШ № 4, где и работаю по сей день. Около 40 моих учеников стали профессиональными музыкантами.

Если бы Вам представилась возможность начать жизнь сначала, выбрали бы Вы профессию музыканта вновь?
Если бы у меня были еще другие жизни, попробовала что-то другое. Мне с детства хотелось строить дома, лечить людей. А музыка, дети - это должно быть со мною всегда. Кстати, строить, лечить - все входит в профессию педагога-музыканта. Объясню на примере. Часто в школу приходят дети с проблемами. Например, ко мне привели мальчика, который не мог излагать мысли. Занятия музыкой , а музыка -та же мысль, но выраженная другими средствами, помогли ему, у него .исправились дела и в общеобразовательной школе. Всем известно, что хорошая музыка лечит душу. К тому же, массаж кончиков пальцев, которым мы постоянно занимаемся во время игры на клавиатуре, лечит многие внутренние органы.

Какие качества личности Вы считаете необходимыми для преподавателя музыки?
Любовь к музыке и великое терпение. Если этого нет, нельзя заниматься этой работой.

Обычно критерием успеха преподавателя является количество учеников, ставших профессиональными музыкантами, победивших в конкурсах. Что для Вас является показателем успешности вашей работы? К чему должен стремиться преподаватель музыки?
Когда я встречаю своих бывших ученика и узнаю, что он продолжают играть на фортепиано, что музыка стала для них необходимой, - это для меня самый большой успех. Часто бывает, что ученики, давно закончившие нашу школу, приводят учиться своих детей. Это показывает, что музыкальная школа в свое время дала им многое. Получается, что была наша работа успешной или нет, видно не во время учебы ребенка, а некоторое время спустя.

Есть ли разница между детьми, которые учились у Вас, например, в 70-е годы, и сегодняшними детьми?
Дети всегда разные. Бывают способные, бывают и не очень. Раньше в школу был прием по конкурсу, поэтому попадали самые способные .Сейчас школ много, поэтому конкурса нет. Идут все, кто хочет учиться. Я считаю, что это хорошо, учить нужно всех. Какие сейчас дети? Такие же, не менее способные, чем раньше, но хуже накормленные и более усталые. Они перегружены информацией в школах и у них меньше свободного времени.

Все мы знаем, что во многом успехи ученика зависят от родителей, от их отношений к занятиям музыкой. Как Вы строите Ваши отношения с родителями?
Ребенок - это всегда зеркало своих родителей. Заинтересованы родители - заинтересованы дети, как правило. Родители должны знать цель обучения, следить за результатами ребенка (я имею ввиду не

только оценки). Родителей тоже приходиться воспитывать, потому что иногда им не хватает культуры, в том числе и культуры общения. Отношения с родителями должны быть дружескими, но между должна всегда быть грань.

. Двое ваших собственный детей стали профессиональными музыкантами. Дочь работает в нашей школе, сын - преподаватель Московской консерватории. Было ли в этом выборе ваше влияние?
В случае с дочерью, да. Я в свое время с большим трудом поступила в консерваторию и поэтому хотела, чтоб она не имела моих трудностей, чтоб была хорошо подготовлена. Я занималась с ней много, не ленилась усаживаться с ней за инструмент даже после целого рабочего дня. С сыном была менее строга, более терпелива, да и вообще не хотела, чтоб он был профессиональным музыкантом. Но он заявил, что не бросит музыку. Сейчас я рада за них. Наша профессия не приносит большого материального благополучия, но зато дает большое счастье общения с музыкой и с людьми, которого за деньги не купишь.

Какими учебными пособиями Вы пользуетесь в работе с начинающими? Не ощущаете ли Вы недостатка в современной школе для детей?
Использую многие пособия, считаю, что их накопилось много. Но если появится что-то еще, никогда не будет лишним. Хотелось, чтоб сборники были тонкими, с яркими картинками, хорошо листались, чтоб на каждое новое правило (диезы, бемоли, паузы и прочее) было много примеров.

Наша система государственного детского музыкального образования сложилась в советское время, подобного нет и не было в капиталистических странах, где государство берет на себя многое, но только не содержание музыкальных школ. Как Вы думаете, есть ли будущее у ДМШ среди рыночных отношений, или нам всем рано или поздно предстоит стать частными учителям?Считаете ли Вы нашу систему преподавания музыки достаточно совершенной, или Вам хотелось бы изменить ее?
Эта система дала многое, все достижения заслуживают внимания, но в будущем мне бы хотелось чтобы:
- обучение музыке было возможным в любом возрасте,
- можно было обучаться в течение 10 лет, а по желанию и дальше (без стремления стать профессионалом)
- в корне изменить программу, т.е. закладывая базу, больше знакомить с различными образцами не только классической, но и современной песенной, джазовой музыки.
Считаю, что музыкальное образование должно финансироваться государством, так как оно необходимо для развития отдельной личности и всего общества.


вверх


О сайте | О фортепиано | Для преподавателей | Для детей и родителей | Интервью
| Слыхали ль Вы | Наши ссылки | О себе | Пишите

 

Сайт управляется системой uCoz