У каждой
вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее несомненно
не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться
в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения
Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом
в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер
музыкальной культуры западной цивилизации.
Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый
старый из них, - это духовой клавишный инструмент (у него нет струн,
а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником
фортепиано.
Первый клавишный инструмент, у которого были струны, - клавикорд.
Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно.
Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано.
Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем
можно было играть перед большим количеством людей. Клавикорд, будучи
намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был
достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его
наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая
Баха.
Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу маленький
медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же время
поднятый демпфер позволял струне вибрировать. У клавикорда было по
одной струне на каждую клавишу, в то время как у современного фортепиано
на каждую клавишу бывает до трех струн. Будучи очень тихим инструментом,
клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуендо.
Другой клавишный инструмент - клавесин - скорее всего был изобретен
в Италии в XV веке.
В данном случае звук извлекается птичьими перышками или кусочками
кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина расположены
параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно,
как у клавикорда и современного пианино. Звук клавесина - довольно
слабый, не очень-то пригодный для исполнения музыки в больших залах.
В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений)
для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно.
Обычно клавесин использовался для аккомпанемента. ( Коллекцию
клавесинов можно увидеть на сайте Сант-Петербургского музея
музыкальных инструментов).
Третий вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли в XV,
XVI и XVII веках, - это спинет. По сути спинет - это маленький
клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы.
Он как правило был богато декорирован и потому являлся таким же украшением
дома, как и красивая мебель.
На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность
в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности
скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим
диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо
и тончайшие динамические переходы. Эти мечты стали реальностью, когда
в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными
инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал
свое изобретение "gravicembalo col piano e forte", что означает
"клавишный инструмент, играющий нежно и громко". Это название
затем было сокращено, и появилось слово "фортепиано". Несколько
позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии
Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом
(1716 г.).
Бартоломео
Кристофори, изобретатель фортепиано
Устройство фортепиано
Кристофори было очень простым. Оно состояло из клавиши, войлочного
молоточка и специального возвращателя. У такого фортепиано не было
ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять
по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн
у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад,
а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны.
Позднее был изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться
наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся
нот.
Фортепиано
Кристофори, 1722
Самое замечательное в
фортепиано - это способность резонировать и динамический диапазон.
Деревянный корпус и стальная рама (изобретенная позднее, в XIX веке,
рама у фортепиано Кристофори была деревянной) позволяют инструменту
достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано
от его предшественников - это способность звучать не только тихо и
громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно
или постепенно.
Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо
(1725-1775) -- период, переходный от барокко к классицизму. В период
классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования
и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для
исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого
являются произведения Клементи и Моцарта.
Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей
и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром - новый жанр, ставший
весьма популярным в период классицизма. Долгое время клавесин был
аккомпанирующим инструментом, очень редко выступая в роли солирующего.
Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных
инструментов, таких, как скрипка и труба, и занять центральное место
в концертных залах Европы.
Благодаря тому, что фортепиано теперь можно было услышать не только
в дворцах знати, круг любителей фортепианной музыки начал расширяться.
Все больше и больше людей были готовы платить за то, чтобы услышать
того или иного солиста. Это вызывало потребность во все новых и новых
произведениях для фортепиано, росло количество композиторов, получавших
признание благодаря музыке для фортепиано.
На смену классицизму приходит эпоха романтизма, когда в музыке, да
и в искусстве в целом, основную роль стало играть выражение эмоций.
Это выразилось, в частности, в фортепианном творчестве Бетховена и
Шумана,Листа, Шопена.И здесь выразительные возможности фортепиано
оказались очень кстати. Произведения для фортепиано в четыре руки
стали очень популярными в этот период, когда из фортепиано одновременно
извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски.
Рояль
фирм "Эрард", 1854. На роялях этой фирмы любил играть Ф.Лист
В период
романтизма фортепиано было популярным инструментом домашнего музицирования.
Любители музыки предпочитали именно фортепиано, потому что оно давало
возможность исполнять одновременно и мелодию, и гармонию. Рост популярности
фортепиано привел к появлению пианистов-виртуозов.
Все же необходимо отметить, что, несмотря на падение своей популярности,
клавесин не исчез со сцены совсем. Его нежное звучание и сегодня
можно услышать на концертах старинной музыки. Композиторы продолжают
писать музыку для этого инструмента, клавесины производятся в достаточно
больших количествах.
Очевидно, что появление фортепиано - казалось бы такое незначительное
событие - стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение
изменило характер всей европейской музыки, которая является важной
частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все
великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты
именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти
музыканта - будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач
- у которого в доме не было бы фортепиано. Несмотря на его молодость,
фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем
какой-либо другой инструмент, и надо полагать, что его славе еще
очень далеко до заката.
Статью "История
фортепиано в России" можно найти на сайте Ассоциации
фортепианных мастеров.
Посетить
выставку
исторических
фортепиано из американских коллекций можно на сайте Piano300.
вверх
О
сайте | О фортепиано |
Для преподавателей | Для детей и
родителей | Интервью
| Слыхали ль Вы | Наши
ссылки | О себе | Пишите