Музыкалка

О сайте/новости сайта

О фортепиано

Для преподавателей

Для детей
и родителей

Интервью

Слыхали ль Вы
провинциальные новости

Наши ссылки

О себе

Пишите
musicalka@narod.ru

Фортепианные педагогические страницы

Кто научит любить музыку? По прочтении статьи М.Льюис

Мне очень понравилось то, что в статье нет и намека на то, что один тип учителя лучше, а другой хуже. Без сомнения, нужны учителя, для которых главное - профессиональные навыки. Но также нужны учителя, для которых главное - сам ученик, его рост над самим собой и то, чтобы он получал радость от общения с музыкой. В сегодняшней ситуации, когда в ДМШ приходят учиться все желающие независимо от способностей и здоровья, потребность в учителях второго типа возрастает. Большинство родителей приводят к нам детей не для того, чтоб мы делали из них профессионалов...
И тут возникает вопрос, а много ли у нас учителей, готовых пожертвовать фортепианным профессионализмом ради интересов ученика?

Начну с себя. После ответа на вопросы из статьи "Как определиться с собственной концепцией преподавания" я поняла, что являюсь типичным представителем первого типа - того, для которого профессионализм превыше всего. Хотя всей душой желала бы быть учителем, ориентированным на процесс, поддерживать творчество и независимость в своих учениках. Хотела бы в рай, да грехи не пускают.

Что же мешает мне быть учителем второго типа, для которого личностный рост ребенка важнее профессионализма? Первое - это мое образование. Меня так хорошо учили многим профессиональным вещам, что я не могу спокойно видеть лежачие пальцы, слышать невнятный или наоборот колотящий звук, неверное звуковое соотношение мелодии и аккомпанемента и многое что другое. При этом я отдаю себе отчет в том, что уже через час после выпускного экзамена для большинства моих учеников не будет иметь никакого значения, какое у них туше и стоит или нет их пятый палец. А вот то, что они так и не научились играть с листа и подбирать на слух, то, что они выработали такое качество, как неуверенность в себе из-за моих постоянных придирок, что музыка для них прежде всего ассоциируется со стрессом игры наизусть - это очень важно. Но, к сожалению, я знаю много упражнений для пятого пальца и в то же время совершенно неграмотна по части детской психологии.

Вторая проблема - это наша система оценки труда преподавателя, которая сама, без нашего личного участия, определяет все концепции и то, какими мы с вами должны быть. Независимо от наших с вами личных качеств и устремлений, пока мы работаем в школе, мы можем быть ориентированы только на результат. Действительно: если нет результата, выражающегося в победе ученика на каком-либо конкурес, то нет и приличной категории. Ни разу не слышала, чтобы похвалили за то, у кого-то совсем безнадежный ученик вдруг начал проявлять интерес к музыке, поверив в свои силы, хотя все мы понимаем, что добиться этого часто сложнее, чем способного ученика подготовить к конкурсу.

Третье, что нам мешает - это наши учебные планы, программы и требования.. Они явно созданы для учителей "профессиональной" направленности. Уверенная в том, что для многих из моих детей гораздо нужнее и полезнее заниматься чтением с листа, подбором по слуху, я сижу и зубрю с ними этюды. Времени на действительно необходимое не остается. Отдельно хочется сказать об игре наизусть. Для ребенка, который собирается стать профессионалом, этот навык необходим (может быть). Для подавляющего же большинства учеников ДМШ, по-моему, требование игры наизусть только мешает развитию, отнимая массу времени.. Хочу заметить, что по части запоминания наизусть мы переплюнули даже наши образовательные школы. Представьте себе школу, где почти не учат читать, зато каждый текст запоминают наизусть. Нелепость, не так ли? А ведь именно этим мы постоянно занимаемся, к сожалению. Не лучше ли вместо того, чтобы выучить одну инвенцию наизусть, научиться играть две-три по нотам? Между прочим, в странах Европы, в частности в Великобритании, на экзаменах в основном играют как раз по нотам. Кому-то это может показаться удивительным, но это не мешает английским преподавателям воспитывать огромное количество любителей музыки. Есть красноречивый факт, говорящий о популярности классической музыки в Англии: "Classic-FM" (радиостанция, передающая только классическую музыку) является одной из самых успешных коммерческих радиостанций в стране. Мы не можем пока даже мечтать о таком.

Четвертое препятствие - это наша традиция ставить оценки за экзамен. Сколь бы мы ни были лояльны по отношению к детям в процессе обучения, полученная на экзамене оценка показывает не то, насколько ученик вырос над самим собой (только это важно для учителя второго типа), а достигнутый уровень относительно уровня других учеников. Дети, которые из-за своих более низких способностей постоянно получают более низкие оценки, обычно теряют не только интерес к занятиям музыкой, но и веру в себя.

Уже сейчас ко мне часто подходят родители с недоуменными вопросами по поводу тех или иных требований. Приходится им говорить, что школа есть школа, что есть учебный план, которому все мы подчиняемся. Только не стоит забыватьо том, что если от учебных программ общеобразовательной школы (часто также вызывающих, мягко говоря, недоумение) уйти невозможно, потому что это образование является обязательным, то от обучения в музыкальной школе уйти очень легко. Люди, у которых есть деньги, уже сегодня предпочитают частные занятия, где главная цель учителя в том, чтобы ребенок получил удовольствие и радость от общения с музыкой, а не благополучно сдал очередной зачет или экзамен любой ценой.


вверх

О сайте | О фортепиано | Для преподавателей | Для детей и родителей | Интервью
| Слыхали ль Вы | Наши ссылки | О себе | Пишите

Сайт управляется системой uCoz