Музыкалка

О сайте/новости сайта

О фортепиано

Для преподавателей

Для детей
и родителей

Интервью

Слыхали ль Вы
провинциальные новости

Наши ссылки

О себе

Пишите
musicalka@narod.ru

Фортепианные педагогические страницы

Марта Льюис, доктор философии
Как определиться с собственной концепцией преподавания


В принципе концепция преподавания - это ваши преподавательские убеждения, а также их обоснование. Она помогает организовывать преподавательское мышление, ставить цели и определять действия. Наличие собственной концепция позволяет быть более последовательным в своих действиях.
Рассказывать о своей концепции преподавания - самый лучший способ донести до других людей (родителей, учеников, коллег) свою точку зрения, пояснить краткосрочные и долгосрочные цели своего преподавания.
От того, как будут сформулированы ваши преподавательские идеи, зависит то, как Вы будете себя рекламировать, и то, сможете ли Вы набрать наиболее подходящих для Вас студентов. Ваша концепция преподавания может быть изложена письменно в тексте брошюры, посвященной вашему классу фортепиано.

Пытаясь сформулировать свою концепцию преподавания, следует постараться ответить на три важнейших вопроса.
1. Что Вы пытаетесь создать с помощью своей деятельности? Стремитесь ли Вы к воспитанию пианиста или музыканта, технаря или интерпретатора?
2. Что важнее: верная передача содержания данного произведения или умение учиться? Предпочитаете ли Вы, чтоб ваши ученики гладко играли пьесы или знали, как самим заниматься? Что для них важнее - знание музыки и способность воспроизвести ее на фортепиано или выработка собственного отношения к музыке, к себе и к тому, как добиться успеха в жизни?
3. Что имеет большее значение: результат или процесс, цель или средства, путешествие или конечная цель поездки?

Ответы на эти вопросы имеют решающее значение для составления вашего учебного плана, они определяют стиль преподавания, отношение к ученикам и к занятиям вообще.

Если Вы выбираете первые варианты ответов на каждый из вопросов, то Вы явно предпочитаете результат.
Ваш подход будет предельно конкретен. Ваша программа будет сконцентрирована на навыках, которые необходимы в основном пианистам, и основана в основном на фортепианной литературе. Учителя, которые ориентированы на конечный результат, отдают предпочтение педагогическому репертуару. Для них изучение большого количества произведений - свидетельство прогресса. Такие учителя рассматривают конкурсы и оценки как конкретное измерение успеха. На начальных ступенях обучения, к сожалению, этот тип учителя может поддаться искушению таким вещам как изучение пьес без нот, писание буквенных названий нот и прочее для того, чтоб ученик как можно быстрее мог сыграть узнаваемую мелодию.

Если Вы выбираете в основном вторые варианты ответов, то это означает, что Вы больше цените процесс, а не результат. Ваш подход будет более широким. Вы выберете более медленный и не такой прямой путь к освоению фортепианной техники. Вы будете уделять больше внимания пению и сочинительству. Учителя, ориентированные на процесс, стараются помочь ученику открыть себя в музыке, получить удовольствие от общения с музыкой, почувствовать себя способным учеником и то, что усилия приносят результат. Такие учителя поддерживают творчество и независимость в своих учениках. Учителей, ориентированных на процесс, подстерегает опасность быть недостаточно организованными и несколько поверхностными в подготовке учеников. Они могут быть настолько захвачены желанием сделать обучение приятным, что это приведет к застою.

Справившись с этими тремя вопросами, рассмотрите ряд других.

· Кем Вы хотите видеть своего ученика: исполнителем, учителем или любителем музыки?
· Считаете ли Вы верным высказывание " У нас достаточно профессиональных исполнителей, нам нужны любители музыки для того, чтоб концертные залы не пустовали и для финансовой и моральной поддержки музыки и других видов искусств".
· Какой наиболее важной вещи ученики должны научиться в Вашей студии?
· Как Вы относитесь к тому, что Вы здесь главный, тот, "кто знает как"? Как Вы относитесь к ситуации, когда ваш ученик не согласен с вами, когда он проявляет независимость?
· Как Вы относитесь к участию ученика в выборе учебного плана? Репертуара? Стратегии занятий? Участия в конкурсах?
· Как Вы относитесь к победе? Проигрышу? Что, на ваш взгляд, должен чувствовать ученик в этих ситуациях?
· Какими должны быть отношения между учителем и учениками? Какими должны быть отношения между учителем и родителями?
· Какая функция учителя самая важная? Какая - наименее важная? Другие функции?
· Считаете ли Вы верным высказывание " Те, кто могут, делают. Те, кто не могут, учат"?
· Являетесь ли Вы исполнителем, который также преподает? Исполнителем, который предпочел бы играть, но должен преподавать? Исполнителем, который преподает с удовольствием?


То, как Вы ответите на эти вопросы, определит структуру вашей программы, выбор репертуара, скорость продвижения и стратегию отношений с учениками и родителями, внеклассные мероприятия, организованные Вами для учеников.

Создание концепции преподавания требует времени. Вы много читаете и размышляете, слушаете разговоры других учителей, наблюдаете манеру их поведения. Определенные идеи формируются. У Вас бывают минуты озарения и открытий. Вы отбрасываете что-то, а что-то переосмысливаете.
Попробуйте записать свою концепцию преподавания. Используйте любой подходящий формат.

Теперь, когда Вы сделали набросок своей концепции преподавания, я хочу представить свою.
Моя концепция преподавания - это часть программы моей студии. Я думаю, что ваша концепция также будет частью программы вашей студии.
Основы моей концепции преподавания таковы:
1. Моя главная задача - научить ученика умению учиться.
2. Учитель подстраивается под ученика, а не ученик подстраивается под учителя. То есть, стиль преподавания, программа, подход должны быть гибкими, варьирующимися и индивидуализированными.
3. Продвижение вперед - основа заинтересованности. Заинтересованность не обеспечивается учителем, ученик заинтересовывает себя сам. Дело учителя - раскрытие возможностей.
Мои принципы взаимодействия с учениками:
1. Я не буду сердиться, если ученик мне задает вопрос.
2. Я не буду сердиться, если ученик сделает ошибку.
3. Я огорчаюсь только тогда, когда ученик не старается. Если он этого не делает, то я его не могу ничему научить.
4. Если ученик не понимает, это моя вина, а не его. Это моя работа сделать так, чтоб он понял.
5. Попытка часто важнее, чем успех.
Следующие принципы также очень важны для моей работы.
1. Музыка - это радость.
2. Мои уроки должны быть удовольствием. Они привилегия, а не наказание или обязанность. Если в них нет удовольствия, то что-то неправильно.
3. Обучение игре на фортепиано - это не всегда просто, но это всегда должно приносить удовлетворение.
4. Я делаю ставку на инициативу и самодисциплину.
5. Я поощряю любопытство и созидательность.
6. Я доброжелательна к ученикам и уважаю их личность.

Что касается вашей рекламы, то, вероятно, она должна привлекать таких потенциальных учеников, чье отношение к музыке было бы близко вашему. Используя специальные слова и фразы в своих объявлениях, вы, возможно, найдете людей со схожими взглядами, которые ищут учителя фортепиано. Если Вы - учитель, ориентированный на конечный результат, то Вы можете написать "о многообразии репертуара", o "возможности концертных выступлений и участия в конкурсах", o "программе развития техники". Если главное для Вас процесс, а не результат, Вы можете использовать фразы "радость на всю жизнь", " учу учиться", " развитие творческих способностей".
Потенциальные ученики хотят знать, что Вы можете им дать, учитывая их индивидуальность. Для того, чтобы сделать свою рекламу более эффективной, не забудьте сказать о том, какую пользу могут принести занятия на фортепиано. Например:
· повысить самооценку
· развить инициативу
· обеспечить условия для творческой самореализации
· приобрести прочные навыки, приносящие пользу в течение жизни
· развить чувство ответственности
· развить чувство ответственности за свое поведение
· развить способность выкладываться
· создать базу для занятий пением, игре на других музыкальных инструментах
· создать базу для занятий театром, игрой в музыкальных ансамблях, занятий хореографией
· развить внимание и умение концентрироваться
· развить зрительную память
· развить слуховую память
· развить умение беречь время и быть организованным
· развить умение определять цели и добиваться их
· развить умение решать проблемы
· развить умение не теряться в незнакомых ситуациях
· развить самообладание

Что касается дошкольников, то существуют дополнительные навыки и умения, развиваемые с помощью обучения игре на фортепиано:
· развитие мелких мышечных движений ( необходимы при письме)
· умение различать между "левым" и "правым" (в чтении, письме, ориентации на местности)
· развитие зрительного внимания (в чтении, письме, математике)
· развитие краткосрочной слуховой памяти (умения следовать инструкциям)
· развитие зрительного восприятия (в чтении, письме, математике)
· развитие слухового восприятия (умения следовать инструкциям)
· развитие равной активности левой и правой сторон тела (в чтении, письме, это особенно важно в обучении учащихся-инвалидов)
· развитие умения упорядочивать знаки и цифры (в чтении, письме, математике)

Сформулировать свою концепцию преподавания не просто и требует достаточно много времени.
Вы преподаете и размышляете, ваша концепция конкретизируется. Она развивается по мере того, как Вам все яснее становится то, что является принципиально важным, и что Вы хотели бы передать своим ученикам.

Марта Льюис, доктор философии



вверх

О сайте | О фортепиано | Для преподавателей | Для детей и родителей | Интервью
| Слыхали ль Вы | Наши ссылки | О себе | Пишите

Сайт управляется системой uCoz