|
Марта Льюис, доктор
философии
Как определиться с
собственной концепцией преподавания
В принципе концепция преподавания - это ваши преподавательские убеждения,
а также их обоснование. Она помогает организовывать преподавательское
мышление, ставить цели и определять действия. Наличие собственной концепция
позволяет быть более последовательным в своих действиях.
Рассказывать о своей концепции преподавания - самый лучший способ донести
до других людей (родителей, учеников, коллег) свою точку зрения, пояснить
краткосрочные и долгосрочные цели своего преподавания.
От того, как будут сформулированы ваши преподавательские идеи, зависит
то, как Вы будете себя рекламировать, и то, сможете ли Вы набрать наиболее
подходящих для Вас студентов. Ваша концепция преподавания может быть изложена
письменно в тексте брошюры, посвященной вашему классу фортепиано.
Пытаясь сформулировать свою концепцию преподавания, следует постараться
ответить на три важнейших вопроса.
1. Что Вы пытаетесь создать с помощью своей деятельности? Стремитесь
ли Вы к воспитанию пианиста или музыканта, технаря или интерпретатора?
2. Что важнее: верная передача содержания данного произведения или умение
учиться? Предпочитаете ли Вы, чтоб ваши ученики гладко играли пьесы или
знали, как самим заниматься? Что для них важнее - знание музыки и способность
воспроизвести ее на фортепиано или выработка собственного отношения к
музыке, к себе и к тому, как добиться успеха в жизни?
3. Что имеет большее значение: результат или процесс, цель или средства,
путешествие или конечная цель поездки?
Ответы на эти вопросы имеют решающее значение для составления вашего учебного
плана, они определяют стиль преподавания, отношение к ученикам и к занятиям
вообще.
Если Вы выбираете первые варианты ответов на
каждый из вопросов, то Вы явно предпочитаете результат.
Ваш подход будет предельно конкретен. Ваша программа будет сконцентрирована
на навыках, которые необходимы в основном пианистам, и основана в основном
на фортепианной литературе. Учителя, которые ориентированы на конечный
результат, отдают предпочтение педагогическому репертуару. Для них изучение
большого количества произведений - свидетельство прогресса. Такие учителя
рассматривают конкурсы и оценки как конкретное измерение успеха. На начальных
ступенях обучения, к сожалению, этот тип учителя может поддаться искушению
таким вещам как изучение пьес без нот, писание буквенных названий нот
и прочее для того, чтоб ученик как можно быстрее мог сыграть узнаваемую
мелодию.
Если Вы выбираете в основном вторые варианты
ответов, то это означает, что Вы больше цените процесс, а не результат.
Ваш подход будет более широким. Вы выберете более медленный и не такой
прямой путь к освоению фортепианной техники. Вы будете уделять больше
внимания пению и сочинительству. Учителя, ориентированные на процесс,
стараются помочь ученику открыть себя в музыке, получить удовольствие
от общения с музыкой, почувствовать себя способным учеником и то, что
усилия приносят результат. Такие учителя поддерживают творчество и независимость
в своих учениках. Учителей, ориентированных на процесс, подстерегает опасность
быть недостаточно организованными и несколько поверхностными в подготовке
учеников. Они могут быть настолько захвачены желанием сделать обучение
приятным, что это приведет к застою.
Справившись с этими тремя вопросами, рассмотрите ряд других.
· Кем Вы хотите видеть своего ученика: исполнителем, учителем или любителем
музыки?
· Считаете ли Вы верным высказывание " У нас достаточно профессиональных
исполнителей, нам нужны любители музыки для того, чтоб концертные залы
не пустовали и для финансовой и моральной поддержки музыки и других видов
искусств".
· Какой наиболее важной вещи ученики должны научиться в Вашей студии?
· Как Вы относитесь к тому, что Вы здесь главный, тот, "кто знает
как"? Как Вы относитесь к ситуации, когда ваш ученик не согласен
с вами, когда он проявляет независимость?
· Как Вы относитесь к участию ученика в выборе учебного плана? Репертуара?
Стратегии занятий? Участия в конкурсах?
· Как Вы относитесь к победе? Проигрышу? Что, на ваш взгляд, должен чувствовать
ученик в этих ситуациях?
· Какими должны быть отношения между учителем и учениками? Какими должны
быть отношения между учителем и родителями?
· Какая функция учителя самая важная? Какая - наименее важная? Другие
функции?
· Считаете ли Вы верным высказывание " Те, кто могут, делают. Те,
кто не могут, учат"?
· Являетесь ли Вы исполнителем, который также преподает? Исполнителем,
который предпочел бы играть, но должен преподавать? Исполнителем, который
преподает с удовольствием?
То, как Вы ответите на эти вопросы, определит структуру вашей программы,
выбор репертуара, скорость продвижения и стратегию отношений с учениками
и родителями, внеклассные мероприятия, организованные Вами для учеников.
Создание концепции преподавания требует времени. Вы много читаете и размышляете,
слушаете разговоры других учителей, наблюдаете манеру их поведения. Определенные
идеи формируются. У Вас бывают минуты озарения и открытий. Вы отбрасываете
что-то, а что-то переосмысливаете.
Попробуйте записать свою концепцию преподавания. Используйте любой подходящий
формат.
Теперь, когда Вы сделали набросок своей концепции преподавания, я хочу
представить свою.
Моя концепция преподавания - это часть программы моей студии. Я думаю,
что ваша концепция также будет частью программы вашей студии.
Основы моей концепции преподавания таковы:
1. Моя главная задача - научить ученика умению учиться.
2. Учитель подстраивается под ученика, а не ученик подстраивается под
учителя. То есть, стиль преподавания, программа, подход должны быть гибкими,
варьирующимися и индивидуализированными.
3. Продвижение вперед - основа заинтересованности. Заинтересованность
не обеспечивается учителем, ученик заинтересовывает себя сам. Дело учителя
- раскрытие возможностей.
Мои принципы взаимодействия с учениками:
1. Я не буду сердиться, если ученик мне задает вопрос.
2. Я не буду сердиться, если ученик сделает ошибку.
3. Я огорчаюсь только тогда, когда ученик не старается. Если он этого
не делает, то я его не могу ничему научить.
4. Если ученик не понимает, это моя вина, а не его. Это моя работа сделать
так, чтоб он понял.
5. Попытка часто важнее, чем успех.
Следующие принципы также очень важны для моей работы.
1. Музыка - это радость.
2. Мои уроки должны быть удовольствием. Они привилегия, а не наказание
или обязанность. Если в них нет удовольствия, то что-то неправильно.
3. Обучение игре на фортепиано - это не всегда просто, но это всегда должно
приносить удовлетворение.
4. Я делаю ставку на инициативу и самодисциплину.
5. Я поощряю любопытство и созидательность.
6. Я доброжелательна к ученикам и уважаю их личность.
Что касается вашей рекламы, то, вероятно, она должна привлекать таких
потенциальных учеников, чье отношение к музыке было бы близко вашему.
Используя специальные слова и фразы в своих объявлениях, вы, возможно,
найдете людей со схожими взглядами, которые ищут учителя фортепиано. Если
Вы - учитель, ориентированный на конечный результат, то Вы можете написать
"о многообразии репертуара", o "возможности концертных
выступлений и участия в конкурсах", o "программе развития техники".
Если главное для Вас процесс, а не результат, Вы можете использовать фразы
"радость на всю жизнь", " учу учиться", " развитие
творческих способностей".
Потенциальные ученики хотят знать, что Вы можете им дать, учитывая их
индивидуальность. Для того, чтобы сделать свою рекламу более эффективной,
не забудьте сказать о том, какую пользу могут принести занятия на фортепиано.
Например:
· повысить самооценку
· развить инициативу
· обеспечить условия для творческой самореализации
· приобрести прочные навыки, приносящие пользу в течение жизни
· развить чувство ответственности
· развить чувство ответственности за свое поведение
· развить способность выкладываться
· создать базу для занятий пением, игре на других музыкальных инструментах
· создать базу для занятий театром, игрой в музыкальных ансамблях, занятий
хореографией
· развить внимание и умение концентрироваться
· развить зрительную память
· развить слуховую память
· развить умение беречь время и быть организованным
· развить умение определять цели и добиваться их
· развить умение решать проблемы
· развить умение не теряться в незнакомых ситуациях
· развить самообладание
Что касается дошкольников, то существуют дополнительные навыки и умения,
развиваемые с помощью обучения игре на фортепиано:
· развитие мелких мышечных движений ( необходимы при письме)
· умение различать между "левым" и "правым" (в чтении,
письме, ориентации на местности)
· развитие зрительного внимания (в чтении, письме, математике)
· развитие краткосрочной слуховой памяти (умения следовать инструкциям)
· развитие зрительного восприятия (в чтении, письме, математике)
· развитие слухового восприятия (умения следовать инструкциям)
· развитие равной активности левой и правой сторон тела (в чтении, письме,
это особенно важно в обучении учащихся-инвалидов)
· развитие умения упорядочивать знаки и цифры (в чтении, письме, математике)
Сформулировать свою концепцию преподавания не просто и требует достаточно
много времени.
Вы преподаете и размышляете, ваша концепция конкретизируется. Она развивается
по мере того, как Вам все яснее становится то, что является принципиально
важным, и что Вы хотели бы передать своим ученикам.
Марта Льюис, доктор философии
вверх
О
сайте | О фортепиано |
Для преподавателей | Для детей и родителей
| Интервью
| Слыхали ль Вы | Наши ссылки
| О себе | Пишите
|
|