|
Интервью
с победительницей детского конкурса и ее преподавателем
Лера
Домрачева - неоднократный лауреат и дипломант городских конкурсов. На
последнем городском конкурсе пианистов - учащихся ДМШ она заняла второе
место (первого места присуждено не было). Ее педагог - Луиза Кадыровна
Газизуллина.
Разговор с Лерой Домрачевой, которая учится в восьмом классе
общеобразовательной школы
№ 75, в этом году заканчивает ДМШ №4.
- Нравится
ли тебе принимать участие в конкурсах? Занималась бы ты так же упорно,
если б не нужно готовиться к конкурсу?
- Конкурсы мне нравятся, но и без них я бы с удовольствием занималась.
- Как много ты занимаешься?
- Мама говорит, что я должна заниматься четыре часа каждый день. Я же
провожу за инструментом столько времени, сколько достаточно для того,
чтоб выполнить задание Луизы Кадыровны, обычно около двух часов. Мама
считает, что я занимаюсь мало.
- Как ты учишься
в общеобразовательной школе, не мешают ли занятия музыкой?
В школе я - ударница. Иногда пропускаю, чтоб побольше позаниматься музыкой.
В школе относятся к этому терпеливо.
- Твои любимые предметы?
- Люблю алгебру, татарский, английский. Сочинения за меня обычно мама
пишет, у нее это лучше получается.
- Когда ты решила,
что хочешь стать музыкантом?
- Еще в первом классе музыкальной школы. Хочу быть преподавателем фортепиано,
но выступать с концертами тоже очень хочется.
- Что ты играешь
для себя, а не по заданию?
- Джазовые произведения, песни.
- Есть ли у тебя
любимый композитор?
- Да, это Шопен. Я мечтаю сыграть его Полонез Ля бемоль мажор.
- Что ты любишь читать?
- Люблю читать детективы и Александра Грина.
- Есть ли пианисты,
на которых ты, как говорили раньше, равняешься?
- Да, это Рэм Урасин, Михайлов, Дарья Работкина, из тех кого я слышала
живьем. Святослав Рихтер, по записям.
- Какие у тебя
отношения с компьютером?
- Использовала раньше в основном для игр, теперь некогда играть.
- Какие у тебя планы?
- Выучить "Венок весны", новое произведение Татьяны Калеевой
для фортепиано и оркестра народных инструментов для записи на диск. Поступить
в музыкальное училище.
Разговор с
Луизой Кадыровной Газизуллиной, преподавателем ДМШ №4
- Как давно
Вы знаете Леру?
- Можно сказать, что с пеленок. Мы живем в одном доме. Я познакомилась
с ее мамой, когда она катала в коляске Леру, а я - своего сына. Уже тогда
было запланировано, что Лера будет у меня учиться.
- Есть ли музыкальные
традиции в Лериной семье?
- Профессиональных музыкантов в семье нет, правда, мама Леры - музыкальный
работник в детском саду, старшая сестра закончила ДМШ. В семье любят музыку.
Интерес к музыке в семье - большое подспорье в нашей работе. Успех на
начальном этапе часто не столько заслуга ребенка, сколько заслуга его
родителей. Лера - девочка одаренная, но и мама много помогала. Мама и
дочка изначально были нацелены на профессиональное образование.
- Что вы больше цените
в Лере: музыкальные способности или какие-то качества личности?
- Пожалуй качества личности. Первое -это целеустремленность, Если перед
Лерой стоит сложная задача, это ее подстегивает. Перед Новым годом она
сломала руку, но это не помешало девочке подготовиться к конкурсу. Второе
- это интерес к музыке. Она любит играть много разной музыки, не только
то, что задано мной.
- На конкурсе Лера
ваша ученица выделялась своей виртуозностью. Виртуозность -это природное
качество или воспитанное вами?
- Я думаю, что природная виртуозность - это не особое строение рук, а
быстрота реакции и желание играть быстро. Нельзя в ребенке убивать естественное
желание играть быстро, пусть поначалу это часто приводит к несовершенному
исполнению. Лера играла в младших классах коряво, от природы у нее довольно
слабые пальцы, но я не ограничивала ее в темпе. Развитие музыканта, а
не только виртуоза, не менее важно. Мы много ходим вместе на концерты,
слушаем записи. К сожалению, книг о музыке, доступных детям, не так много.
До взрослых же книг она доросла только сейчас.
- Как и всем другим
ученикам, Лере полагается два урока по 45 минут в неделю. Ясно, что этого
недостаточно для подготовки к конкурсу. Как много вы занимались с ней
реально?
- Я занималась с Лерой каждый день от 45 минут до двух с половиной часов.
Помогало то, что мы живем рядом.
- Считали бы Вы это
время зря потраченным, если б не было б такого успеха на конкурсе?
- Не место главное, хотя, конечно это очень приятно. Например, для Леры
был очень полезно участие в конкурсе в Геленджике два года назад, где
она ничего не получила. Здесь она всегда считалась лучшей, а там она послушала
других детей и поняла, что она далеко не лучшая. После этого начались
настоящие занятия. Главная моя цель занятий с Лерой - это чтоб в училище
она пришла с умением работать самостоятельно. Меня в свое время в ДМШ
не научили работать, и пришлось учиться всему на первом курсе. Хорошо,
что педагог попался терпеливый. Если б Лера не решила поступать в училище,
я бы не стала так ее готовить.
- Можно ли научить
работать ребенка за два урока по 45 минут, положенных по учебному плану
музыкальной школы?
- Нет, можно лишь дать основные направления, если ребенок достаточно умен.
- Понимает ли Лера,
что она будет скорее всего не концертным исполнителем, а преподавателем
музыки?
- Я думаю, да. У нее есть педагогические наклонности.
- Влияет ли подготовка
одного из учеников к конкурсу на работу с остальными учениками?
- На меня влияет положительно, при всем моем отношении к конкурсам. Я
понимала, что кроме Леры на второй тур не пройдет, но и с другими стала
заниматься по-иному. Мои ученики как никогда удачно сдали переводные экзамены
в этом году. Занятия с Лерой помогают мне в работе с другими, вдохновляют,
мне передается Лерин энтузиазм.
- Каково ваше отношение
к конкурсам?
- На одном из конкурсов я получила за свою работу отрицательный отзыв,
после этого я даже дала себе слово , что больше не буду готовить детей
к конкурсам. Сейчас жюри стало доброжелательней. Но, к сожалению, то,
что происходит на конкурсе, оторвано от основной массы детей, обучающихся
в ДМШ. Участвуют единицы, в зале сидят единицы. Нужно как-то заинтересовывать
и остальных детей. Хотелось бы, чтоб жюри давало больше мест. В его силах
сделать так, чтоб больше детей и педагогов получили радость.
|
|