|
Блеск и нищета детских
конкурсов
(Размышления
о городском конкурсе пианистов - учащихся ДМШ)
Прошел второй
тур городского конкурса пианистов-учащихся ДМШ г. Казани. Конкурс как
конкурс - наверняка такие же конкурсы проводятся в десятках других городов
России, поэтому проблемы у нас могут быть общие. Было много хорошего,
интересных выступлений, но вместе с тем возникли вопросы, на которые очень
бы хотелось найти ответы.По этому поводу мы бы хотели поделиться нашими
противоречивыми впечатлениями, впечатлениями преподавателей, чьи ученики
не участвовали в конкурсе:
- Трудные программы.
В младшей группе играли трехголосные инвенции Баха, сонату Гайдна e-moll
(правда, жюри предпочло несовершенному исполнению сложных произведений
совершенное исполнение произведений соответствующих классу по программе).
В старшей группе - полонез As-dur Шопена, сложнейшие сонаты Моцарта. Вывод:
уровень растет, есть дети, нацеленные на профессиональное обучение, и
в ДМШ, которых многому можно научить.
- Пустой зал.
Преподаватели, дети и родители не хотят слушать конкурсные выступления.
В зале сидели преподаватели среднего и старшего поколения, молодых очень
мало. Очень неприятный симптом, означающий, что скорее всего педагоги
мало заинтересованы в конкурсе. (Трудно заподозрить, что наша зарплата
стимулирует кого-то к изучению опыта своих коллег после проведенных собственных
уроков, как и к переносу уроков на другое время.)
- Жюри "пожадничало". Мало лауреатов, одна
дипломантка. В средней группе не присудили третьего места, в старшей -
первого и третьего мест. Дети, которые так много трудились, не получили
поощрения за свой труд. Чем руководствовалось жюри, осталось непонятным.
По нашему разумению, подобные конкурсы, где не идет речь о денежных призах,
- всего лишь игра, которая должна приносить детям радость, поощрять их
хотя бы бумажкой, на которой написано "диплом". Возникает вопрос:
какова цель подобных конкурсов? Если выяснить, кто из педагогов лучше
всего может научить своего ученика безукоризненно профессиональному исполнению,
то вероятно имеет смысл проводить конкурс "лучший по профессии"
и дарить мягкие игрушки учителям? Если найти среди наших детей таланты
и поддержать их, то может быть стоило бы поощрить способных, но пока не
очень стабильных и "выученных" детей?
- Малочисленное жюри. Смеем
предположить, что при всем нашем уважении к личностям, жюри, состоящему
всего лишь из трех членов, трудно быть объективным.
Напрашивается вывод: среди победителей - те, чье
исполнение было наиболее профессиональным. С одной стороны это хорошо,
но, с другой стороны, вряд ли главной задачей ДМШ сегодня является подготовка
детей к профессиональной деятельности. Поэтому подобные конкурсы, мягко
говоря, несколько оторваны от реальной жизни ДМШ. Как сделать так, чтобы
конкурс был интересен и полезен всем учителям и учащимся ДМШ?
Есть ли у Вас есть успешный опыт проведения конкурсов пианистов-учащихся
ДМШ? Будем очень признательны получить ваш отклик.
вверх
О сайте | О фортепиано |
Для преподавателей | Для детей и родителей
| Интервью
| Слыхали ль Вы | Наши ссылки
| О себе | Пишите
|
|