|
Г. Биктимирова
Подумаем вместе
"Всякая
педагогика определяется ответами на четыре вопроса: кого учить, для чего
учить, чему учить и как учить."( Г. Коган)
Как ответит на эти вопросы преподаватель фортепиано районной музыкальной
школы?
Кого учить? - Конечно всех , в том числе и не очень одаренных детей.(
Этот вопрос самый легкий).
Для чего учить? - Здесь появляется масса ориентиров. Принципиальных
же два: подготовка профессиональных музыкантов (довольно небольшой процент
учащихся, один, два на класс) и воспитание образованного дилетанта. Вот
о нем, родимом, и поговорим дальше.
Дальше два интересных, на мой взгляд, вопроса.
Чему учить и как учить? - Г. Коган отвечает так- " в основном
двум вещам: во-первых, внимательному и грамотному чтению нотного текста,
пониманию выраженного этими нотами музыкального замысла автора; во-вторых,
технике, то есть приемам и средствам, позволяющим воплотить на инструменте…то,
что исполнитель "вычитал" в нотах. Итак текст плюс техника."
Текст + техника = универсальная формула, но за годы педагогической деятельности
приходишь к выводу, что для дилетанта немаловажным является умение
музицировать без нотного текста (подбор по слуху, сочинение, импровизация).Как
этому научить? Один из вариантов - введение в курс специального фортепиано
элементов творческого музицирования.
Каковы цели и задачи занятий музицированием?
-Увлечь, заитересовать ребенка, постараться сделать занятия фортепиано
ярким эмоциональным моментом эстетического восприятия.
-Развить творческие (в том числе и композиторские, и исполнительские)
способности детей.
-Освоить некоторые первоначальные понятия практической теории музыки.
Чему учить на уроках музицирования? - В младших классах ученика
можно научить сочинять небольшие пьесы в форме периода, простой трехчастной
формы, ориентироваться в несложных жанрах и соответствующих им фактур(песня,
полька, марш, вальс), освоить первоначальные навыки джазовой импровизации,
основы практической теории музыки(интервалы, аккорды, тональности и их
применение в подборе по слуху, в сочинении).
Как учить на уроках музицирования?-
Только радостно! Ребенок должен чувствовать себя на занятиях свободно,
освоение новых знаний должно проходить естественно, без лишнего нажима.
Нужно уметь восхищаться каждой маленькой "победой" вашего ученика,
и тогда ребенок будет уходить с урока, окрыленный своими успехами.
Р.S. Не хотелось
бы, чтобы у читающих возникло ощущение, что автор против классической
формулы "текст+техника", просто мне кажется, пришло время к
этой формуле добавить что-то новое.
вверх
О
сайте
| О фортепиано |
Для преподавателей | Для детей и родителей
| Интервью
| Слыхали ль Вы | Наши ссылки
| О себе |
Пишите
|
|